ИИ в транспорте: перспективы и риски цифровизации

24 апреля в центре Сколково в Москве прошла ежегодная научно-практическая конференция «Искусственный интеллект в транспортной отрасли – TRANS AI 2025», посвященная внедрению искусственного интеллекта в транспорт. Эксперты отрасли обсудили перспективы и риски ускоренной цифровизации отрасли.

Министр транспорта России Роман Старовойт отметил, что ИИ уже активно применяется во всем транспортном секторе: «Сегодня искусственный интеллект активно внедряется во все сферы транспорта: работают беспилотные грузовики, развивается автономное судовождение, в Москве курсирует беспилотный поезд. Машинные алгоритмы в авиации помогают формировать расписание рейсов, прогнозировать спрос на билеты, интеллектуальные системы управляют автомобильными потоками. ИИ усиливает человеческий потенциал, делает транспортный комплекс еще более эффективным и безопасным».

На пленарной сессии состоялись настоящие дебаты при обсуждении вопроса: станет ли ИИ союзником человека или угрозой? Было отмечено, что скорость развития ИИ опережает специалистов, что требует междисциплинарного подхода, и через 10 лет появится «сильный» ИИ, кратно превосходящий инженеров в решении задач.

Некоторые эксперты подчеркивают неизбежность исчезновение ряда профессий, и называя это естественной эволюции рынка труда. Другие уверены, что ИИ останется инструментом поддержки, освободив людей от рутинных операций, но сохранив за человеком ключевую роль в принятии решений.

Важными аспектами были названы контроль рисков, обучение ИИ на корректных данных, а также вопросы кибербезопасности и этического контроля за развитием ИИ. По прогнозам, уже к 2027 году возможно появление систем ИИ с человеческим уровнем когнитивных способностей, что станет точкой отсчёта для технологической революции.