Импортозамещение, e-commerce и развитие внутренней логистики стали основными драйверами цифровизации транспортной отрасли.

Согласно исследованию, проведенному ИТ-холдингом Т1 совместно с Центром экспертизы и коммерциализации Фонда «Сколково» при поддержке аналитического центра TAdviser, ключевыми факторами, способствующими цифровой трансформации транспортной отрасли России, стали импортозамещение, расширение внутренних логистических сетей и бурное развитие онлайн-коммерции. Несмотря на высокую ключевую ставку и снижение темпов экономического роста, около 60% компаний намерены оставить прежний уровень расходов на информационные технологии либо даже повысить его в течение ближайших двух лет.

Средний размер ИТ-бюджета в транспортном секторе составляет около 2% от выручки, при этом крупные игроки с оборотом свыше 100 млрд рублей тратят в среднем 2,5%. Особенно активно инвестируют в цифровизацию организации, которые проводят масштабную трансформацию ИТ-ландшафта. На долю 17 крупнейших компаний, преимущественно из сегмента железнодорожного транспорта, приходится более 63% совокупного ИТ-бюджета отрасли. Железнодорожный сектор обеспечивает 34% общей выручки отрасли, тогда как автотранспорт и авиация — соответственно 18% и 14%.

Значительный рост цифровой зрелости отмечается и у компаний с выручкой от 10 до 100 млрд рублей. Их ИТ-бюджеты составляют более 220 млн рублей, что превышает показатели аналогичных сегментов ритейла и обрабатывающей промышленности в полтора раза. Также цифровизации отрасли способствует увеличение объемов грузоперевозок, что особенно заметно в автотранспорте и авиации: в 2024 году темпы роста достигли 6,5% и 11% соответственно, чему пропорционален и рост ИТ-инвестиций.

Другим значимым фактором становится развитие рынка электронной торговли. Прогнозируемый объем рынка к 2025 году — 16 трлн рублей при ежегодном росте более 35%. Такая перспектива требует от логистических компаний масштабной модернизации складских комплексов и оптимизации маршрутов доставки. С 1 июля 2025 года вводится обязательное использование электронный перевозочных документов для отдельных категорий грузов, прежде всего тяжеловесных и негабаритных, что усиливает потребность в ЭДО на всех этапах логистических цепочек.

Уровень импортозамещения в отрасли зависит от типа программных решений: замещено 25% отраслевого ПО, 13% систем управления ресурсами и бизнес-приложений, 19% информационной безопасности и 43% офисных продуктов, порталов и видеоконференцсвязи. В дальнейшем прогнозируется рост доли отечественных решений, особенно учитывая требования к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Данные исследования были озвучены в рамках Петербургского международного экономического форума.