Интеллектуальные транспортные системы: на пути к умным дорогам
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) становятся ключевым элементом модернизации транспортной инфраструктуры России, повышая безопасность и эффективность дорожного движения. В первом квартале 2025 года отмечается заметный рост числа внедрений ИТС в регионах страны.
Правительство РФ продолжает активно поддерживать проекты в области ИТС, выделяя значительные финансовые ресурсы. В 2025 году на развитие ИТС было направлено 2,77 млрд рублей, а в следующие два года запланировано ежегодное финансирование в размере 8,8 млрд рублей. Эти инвестиции предназначены для создания и обновления умных транспортных систем, позволяющих лучше управлять транспортными потоками и повышать информированность участников дорожного движения.
Программы по внедрению ИТС осуществляются с 2020 года в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». С момента старта программы, когда она охватывала 27 агломераций в 22 регионах, к концу 2024 года число городов-участников увеличилось до 64 (в 56 регионах). С 2025 года работа над ИТС продолжается уже в новом национальном проекте — «Инфраструктура для жизни».
Введена система оценки зрелости ИТС, включающая шесть уровней. Чем выше уровень, тем больше функций и возможностей у системы. Особое внимание уделяется городам с населением свыше 300 тыс. человек, где внедряются системы управления общественным транспортом, видеоконтроль и другие компоненты ИТС.
По данным Росавтодора, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» 25 городских агломераций достигли начальной стадии развития ИТС. Красноярская, Пермская, Казанская и Тюменская агломерации достигли второго уровня. Активная работа ведется в Вологде, Уфе, Брянске, Смоленске, Ростове-на-Дону, Новосибирске и других крупных региональных центрах.
Одним из значимых событий в сфере ИТС стала конференция “ИТС регионам”, прошедшая в Бурятии. На мероприятии обсуждались лучшие практики внедрения интеллектуальных транспортных систем, а также перспективы их развития в регионах. Участники конференции подчеркнули важность интеграции ИТС в существующую транспортную инфраструктуру и необходимость подготовки квалифицированных кадров для эффективного управления новыми системами.
Как отметил Михаил Кожуховский, генеральный директор ООО «Альтек» (Трансфлоу):
«За последние 5 лет в России заложен прочный фундамент в области интеллектуальных транспортных систем: во многих агломерациях автоматизировано управление дорожным движением. Однако ИТС гораздо шире. На втором и третьем уровнях зрелости появляются новые задачи: автоматизация управления и контроля процессами дорожной деятельности, мониторинг инфраструктуры, оптимизация транспортного обслуживания населения, прогнозирование транспортной ситуации, сценарное управление ИТС и вопросы информационной безопасности.
Приходит время включать в ИТС весь спектр задач транспортной отрасли. Только комплексный подход раскрывает потенциал ИТС. Подспорьем в этом вопросе станет универсальная модульная платформа, которая интегрирует инструментальные подсистемы и координирует взаимодействие всех элементов транспортной инфраструктуры».
Также эксперты отрасли отметили, что несмотря на значительные достижения, остаются вызовы. Среди основных проблем — дефицит финансирования и несовершенство законодательной базы, включая региональные акты, регулирующие использование и эксплуатацию ИТС. Недостаток квалифицированных специалистов и недостаточная интеграция элементов ИТС различных уровней в единую сетку, что замедляет весь процесс модернизации дорожно-транспортной системы.
Тем не менее, перспективы дальнейшего роста очевидны. К 2030 году планируется привести в нормативное состояние 60% региональных дорог и 85% дорог агломераций, что обеспечит значительное улучшение безопасности и удобства на дорогах, а также положительно скажется на экологии благодаря оптимизированным транспортным потокам.