Минэкономразвития РФ: российские самоуправляемые автомобили ездят безопаснее, чем водители-люди

Министерство экономического развития России подвело итоги первого этапа тестирования беспилотного транспорта с 2022 по 2024 год. За это время беспилотные такси совершили свыше 92 тысяч поездок с пассажирами – на федеральной территории Сириус в Сочи, в Иннополисе в Казани и микрорайоне Ясенево в Москве. Стоит заметить, что в рамках эксперимента все «беспилотники» ездили в сопровождении водителей, которые контролировали работу электроники и готовы были в любой момент взять управление на себя.

Эксперимент признан успешным: за весь период тестирования с участием высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) было зафиксировано всего 36 ДТП, все с кузовными повреждениями и без пострадавших, из них 26 произошли, когда машины работали в автоматизированном режиме, остальные 10 – под управлением водителей-испытателей. Но в 34 случаях виноватыми были признаны другие участники движения.

Учитывая, что только в Москве за все время испытаний пробег беспилотных машин превысил 16 млн км, этот показатель «аварийности» на порядок лучше, чем средние по традиционному автопарку.

Кроме легковых автомобилей, активно тестируются беспилотные грузовики, курсирующие по трассе М-11 «Нева». С осени 2024 года часть машин работает без операторов, ДТП с их участием не зарегистрировано.

Для массового внедрения требуется доработка законодательства, пока все нормативно-правовые акты, сопровождающие эксперимент, носят временный характер. Основой являются разработанная Минтрансом «Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» и проект Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах».

В случае возникновения ДТП ответственность за аварии с участием бесплотных автомобилей несет владелец ТС, но, если ситуация возникла при сбое или дефекте в работе электроники – производитель автомобиля, электроники, либо разработчик программного обеспечения. Европротокол в таких случаях не применяется.

Прогнозируется, что к 2035 году доля беспилотников на дорогах России достигнет 20–25%. Их использование позволит снизить затраты на перевозки и исключить человеческий фактор.