О безопасности беспилотного транспорта: оценка рисков и возможностей
На сайте “Рейс” был опубликован комментарий Сергея Новикова, президента Ассоциации “Национальные системы управления”, на тему безопасности беспилотного транспорта. В статье под заголовком “Захват беспилотного грузовика. Эксперт оценивает возможности” Сергей поделился своими взглядами на потенциальные уязвимости и меры предосторожности в контексте использования беспилотных технологий.
Материал взят с сайта: РЕЙС.
Если транспортное средство оборудовано системой подключения к глобальной сети Интернет или взаимодействует с инфраструктурой дорог посредством технологий GSM/LTE/Wi-Fi, возможность несанкционированного вмешательства возрастает. Однако реализация атаки требует специфического знания устройства автомобиля и методов его защиты. Необходимо преодолеть барьеры в виде встроенных защитных механизмов, криптографических алгоритмов и современных протоколов аутентификации, и без предварительного изучения архитектуры системы и наличия специализированных инструментов, вмешательство практически невозможно.
Особенно трудно осуществить захват машины, находящейся в движении, поскольку злоумышленнику необходимо поддерживать высокую скорость движения рядом с объектом нападения, чтобы сохранить постоянный канал коммуникации.
Цифровой макет транспортного средства, информация о котором передается по открытым каналам, представляет дополнительный риск безопасности. Таким образом, любой автоматизированный транспорт становится мишенью потенциальных атак, направленных на его автономию и безопасность движения.
Как противостоять?
Для минимизации рисков необходима надежная защита канала передачи данных от автомобиля к внешней среде. Основные меры включают шифрование коммуникаций, использование защищенных протоколов обмена информацией и регулярное обновление программного обеспечения транспортных средств и дорожной инфраструктуры. Эти шаги требуют согласованных действий крупнейших автопроизводителей и государственных органов, занимающихся развитием интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
Кроме того, современные производители беспилотных автомобилей всё чаще интегрируют механизмы детектирования аномалий поведения бортовых систем и экстренного отключения критичных функций в случае подозрительной активности. Многие модели оснащены функциями автоматического ограничения управления при обнаружении попытки внешнего вторжения, что делает атаку ещё менее эффективной.
Тем не менее, обеспечение полной безопасности остаётся сложной задачей, требующей постоянного внимания и разработки новых подходов к защите информационных потоков и аппаратных компонентов транспортных средств. Только комплексное решение проблемы сможет гарантировать защиту от попыток удалённого взлома и обеспечить безопасное поведение беспилотных транспортных средств на дорогах.