Цифровое зерно: тренды отрасли
Россия исторически играет ключевую роль в мировой торговле зерном, занимая одно из ведущих мест по объему экспорта пшеницы. Обширные земельные ресурсы и благоприятные климатические условия некоторых регионов обеспечивают высокую урожайность зерновых культур, а государственная поддержка и инвестиции в новые технологии способствуют развитию инфраструктуры для хранения и транспортировки зерна.
Несмотря на международные санкции и геополитическую напряженность, Россия продолжает обеспечивать стабильные поставки зерна на мировой рынок, что делает её надежным партнером для импортеров.
Для повышения эффективности логистических цепочек все больше российских IT-компаний обращают внимание на рынок зерновых перевозок, предлагая решения для цифровизации этой сферы.
В свою очередь Министерство транспорта России с 1 февраля по 31 октября 2025 года проводит эксперимент, целью которого является внедрение государственной информационной системы ФГИС «Зерно» для оформления перевозок зерна и продуктов его переработки.
Этот шаг нацелен на цифровизацию процессов, связанных с транспортировкой зерна, что должно повысить уровень прозрачности, снизить количество правонарушений и улучшить взаимодействие между участниками процесса за счёт перехода к электронному документообороту.
Прослеживаемость партий зерна будет осуществляться посредством оформления сопроводительных документов по идентификации зерна в электронной форме (СДИЗ) на каждом этапе движения продукции: при перевозке, реализации, приемке, отгрузке, импорте или экспорте.
Кроме того, внедрение таких решений позволит оптимизировать взаимодействие с иными государственными информационными системами в условиях развития цифровизации сельского хозяйства.
На IX Сельскохозяйственном форуме «Зерно России», прошедшем 20-21 февраля 2025 года в Сочи, традиционно собрались ключевые игроки зернового рынка: сельхозтоваропроизводители, переработчики, трейдеры, экспортеры и перевозчики зерна, производители сельхозтехники, оборудования и удобрений, представители профильных госслужб.
Эксперты отрасли провели обучающие семинары по ФГИС «Зерно» и «Семеноводство», рассказали об оптимизации документооборота при перевозке зерна, взаимодействии с ФГИС «Зерно» и ГИС электронных перевозочных документов.
Участники мероприятия поделились мнениями о возможном проведении в 2025 году эксперимента по использованию ГИС ЭПД для транспортировки зерна и продуктов его переработки. Преимуществами использования электронных перевозочных документов являются ускорение оплаты от заказчика перевозки, снижение расходов на возврат документов, их поиск и ведение архива, отслеживание статуса документа в процессе перевозки, оперативность управленческого и налогового учета, доступ сторон к идентичным экземплярам накладной сразу после подписания, а также сокращение риска ошибок благодаря встроенной проверке.
Представители отечественных IT-компаний рассказали о созданных цифровых решениях в зерновой сфере: информационных системах по оптимизации полной цепочки логистических процессов на предприятии; о единой системе автоматизации производственного количественно-качественного учета; профессиональных решениях по учету земельного банка и управлению растениеводством и создании Автоматизированной системы контроля движения урожая, исключающей нарушения и обеспечивающей сквозной учет сбора зерна «от поля до бухгалтерии».
Эксперты отмечают, что цифровая трансформация зернового сектора будет продолжаться, о чем свидетельствуют и принимаемые со стороны государства решения. Ожидается, что в ближайшие годы количество компаний, предлагающих решения по оптимизации работы зернового сектора, увеличится, а сами технологии станут еще более совершенными.