Как избежать неприятных сюрпризов внутри логистического ПО

Ассоциация “Национальные системы управления” в ноябре 2023 года в рамках оценки состояния цифровизации и автоматизации производственного комплекса Российской Федерации провела исследование 19 компаний, работающих в России и оказывающих услуги по разработке логистического программного обеспечения.

В условиях санкций отечественные компании столкнулись с вопросом импортозамещения в вопросах логистики. В России активно развивается рынок платформенных цифровых услуг, постепенно вытесняя коробочное программное обеспечение. Выбор между логистической цифровой платформой и “стационарным” программным обеспечением зависит от потребностей и предпочтений конкретной компании. Если для предприятия важна широкая функциональность, гибкость и возможности интеграции со сторонними сервисами, то цифровая платформа может быть лучшим вариантом. Или если для обеспечения грузоперевозок для компании важны настройки под точные требования и контроль над сохранностью локальных данных, то коробочное программное обеспечение может быть более подходящим выбором.

 Из 19 компаний-разработчиков только 4 предоставляют возможность использования коробочного программного обеспечения. В то же время у 18 из них есть цифровые онлайн-платформы.

Что скрывается внутри логистического ПО?

Мы начали исследование с определения архитектуры программного обеспечения, примененной разработчиками в основе продукта. Почему это важно: архитектура определяет, насколько гибкой и адаптивной будет система. К примеру, микросервисная архитектура предполагает разделение программы на отдельные независимые сервисы, каждый из которых выполняет свою функцию. Это позволяет улучшить масштабируемость, гибкость и устойчивость системы. С другой стороны, монолитная архитектура представляет собой единую программу, которая выполняет все функции. Она может быть более простой в разработке и поддержке, но менее гибкой и масштабируемой.

Нам удалось выяснить, что в продуктах только трех компаний использована монолитная архитектура. 16 компаний используют микросервисную архитектуру.

Как показало исследование АНСУ, сегодня в России ограниченный выбор логистического отечественного коробочного ПО, но широко представлены цифровые платформенные решения. Однако некоторые из них являются иностранными продуктами, а также часть разработчиков использует в своей архитектуре иностранные компоненты, что создает дополнительные уязвимости для использующих их компаний.

В основе изученного логистического программного обеспечения нам чаще всего встречались следующие языки программирования: Java, Python и C++.

Язык Java выбирают за то, что он обладает высокой производительностью и надежностью. Это делает его отличным выбором для разработки сложных систем управления складом и транспортировками. Python выбирают для написания систем аналитики данных и машинного обучения. Он имеет простой и понятный синтаксис, удобен для быстрого прототипирования и разработки новых функций. C++ используется для создания высокопроизводительных приложений, обладает высокой скоростью выполнения кода и широкими возможностями для оптимизации производительности.

Из опрошенных компаний 13 используют языки Java, Python, C++. Одна компания разработала и применяет собственный язык программирования. Также вместе с указанными языками используются C#, JavaScript, Ruby, Go.

На следующем этапе исследования мы обратили внимание на то, какие системы управления базами данных (СУБД) внедряются разработчиками. Это очень важный компонент, с помощью которого хранится и управляется информация о складах, транспортных средствах, заказах, поставках, маршрутах доставки и других операциях, связанных с логистикой. СУБД также отвечает за процесс координации между различными отделами компании.

Как выявилось в процессе исследования, и в цифровых платформах, и в коробочных версиях логистических программ в настоящий момент используются как отечественные, так и иностранные СУБД. Важно отметить, что использование иностранной СУБД скрывает определенные риски: проблемы совместимости с другими компонентами, в том числе при интеграции с внешними сервисами. Уязвимости, которые могут быть использованы злоумышленниками для взлома системы и могут привести к нарушению законодательства о защите персональных данных.

Как минимум 9 из 19 компаний-разработчиков логистического ПО используют иностранные СУБД, такие как Oracle, Microsoft SQL Serve или MySQL. Четыре компании – отечественные и иностранные системы. И только одна компания использует исключительно отечественную систему PostgreSQL.

Поэтому при выборе логистического сервиса или программы рекомендуем компаниям обращать внимание на национальную принадлежность страны-разработчика и компонентов программного обеспечения. Иностранные компоненты в системах могут содержать скрытые функции или обратные двери, которые могут быть использованы для сбора или передачи конфиденциальной информации за границу.

Что еще полезно знать при выборе логистической платформы?

Убедитесь, что программное обеспечение легко интегрируется с другими системами, которые вы используете или планируете. Например, с системами электронного ЭДО и ГИС ЭПД. Логистические платформы чаще всего используют следующие способы интеграции:

  • API-интеграция;
  • использование стандартных протоколов (REST, SOAP или WebSockets);
  • плагины и расширения;
  • интеграция через партнеров.

Оцените функциональность. Сервис или программа должны обладать такими основными функциями, как возможность оформления заказа и отслеживания грузов, оптимизации маршрутов, управления складом и пр. Рекомендуем обратить внимание на роли, предусмотренные в ПО. Это могут быть администратор, менеджер логистики, специалист по складскому управлению, бухгалтер, диспетчер, складской работник или гость. Для крупных компаний еще один важный фактор — это возможность разделения ролей и доступов на филиалы или подразделения.

Оцените, какие дополнительные технологии используются в программном обеспечении, например, онлайн-мониторинг грузоперевозок и мобильные приложения. Изученные нами системы чаще всего предоставляют возможность получать информацию лишь о факте прохождения водителем контрольных точек маршрута. И не все имеют мобильные приложения.

В 8 из 19 предложений есть возможность онлайн-мониторинга за перемещением автомобилей с грузом. И 12 сервисов имеют мобильные версии приложений для логистов/грузоотправителей.

Узнайте какие способы определения исполнителей (грузоперевозчиков) предлагаются сервисом и оцените какой лучше для вас подходит. Среди изученных нами компаний чаще всего предлагают такие варианты: тендеры, торги и аукционы. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Тендеры позволяют выбирать перевозчиков на основе их предложений и цен. Торги представляют собой процесс продажи. На аукционе владелец груза делает ставки до тех пор, пока не будет достигнута конечная цена.

Из 19 площадок логистических услуг 5 сервисов не имеют тендеров, торгов и аукционов. Они работают по схеме “Убера”, предлагая рекомендованную цену.

Еще одним важным аспектом логистических операций, на который нужно обратить внимание, является страхование грузоперевозок. Это возможность сократить риски и получить компенсацию за убытки в случае повреждений или кражи груза во время транспортировки. А для тех, кто отправляет товары за рубеж, страхование является обязательным требованием.

11 из 19 исследованных нами компаний предлагают функцию страхования перевозки внутри программного продукта.

Если в компании есть собственные автомобили для перевозки грузов, то дополнительным плюсом будет наличие функции контроля расхода топлива. Однако такую услугу могут предложить лишь 4 компании.

Стоимость логистического программного обеспечения сильно зависит от набора услуг и задач. И может составлять 5000, 30000, 80000 рублей в месяц и больше.

Как минимум две из 19 компаний работают по принципу оплаты за осуществленные через платформу транзакции. Стоимость составляет от 72 рублей.

В АНСУ выяснили, что сегодня на рынке логистических услуг России продолжают работать зарубежные компании. Предприятиям, пользующимся их услугами, необходимо помнить, что существуют определенные законодательные требования к хранению и обработке данных. Использование зарубежного программного обеспечения может привести к нарушению этих требований и привлечению к административной или уголовной ответственности. Имеющиеся отечественные логистические разработки последние 5-7 лет активно развиваются и готовы предоставить широкий спектр облачных решений и наборы дополнительных функций. Однако необходимо обращать внимание и на их внутреннее наполнение, чтобы не столкнуться с внезапными неприятностями из-за применения зарубежных компонентов в ПО.

Таблица 1
Архитектура
Языки программирования
СУБД
Способы интеграции
Роли пользователей
1c TMS
Микросервисная
1C:Enterpris
Microsoft SQL Server
API-интеграция, веб-сервисы, интеграция через стандартные форматы данных (например, XML, JSON), а также через различные протоколы (например, SOAP, REST).
1. Администратор системы.
2. Менеджер проектов.
3. Руководитель компании.
4. Бухгалтер.
5. Рабочий.
6. Контрагент.
7. Клиент.
8. Партнер.

и др

Transporeon
Микросервисная
Java
Microsoft SQL Server, Oracle и PostgreSQL
Transporeon не может быть развернуто на собственных серверах организации.
Различные роли пользователей, включая логистических менеджеров, перевозчиков, поставщиков и торговых партнеров.
Умная логистика
Микросервисная
Python
PostgreSQL или MySQL
API-интеграция

стандартные протоколы REST, SOAP или WebSockets3.

Платформы интеграции.

Сторонние интеграционные решения.

1. Администратор.
2. Менеджер логистики.
3. Специалист по складскому управлению.
4. Диспетчер.
5. Водитель.
6. Заказчик.

7. Перевозчик

И др

Логинет
Микросервисная
Java, C++, C# и Python
Oracle или Microsoft SQL Serve
API-интеграция.

SDK-интеграция.

Пользовательский интерфейс (UI) интеграция.

1. Администратор.
2. Менеджер.
3. Покупатель.
4. Поставщик.
5. Сотрудник службы поддержки.
6. Руководитель отдела.

И др

Сargomart
Микросервисная
C#
API-интеграция.

Интеграция с TMS.

Интеграция с электронным документооборотом.

1. Грузополучатель.

2. Перевозчик.

3. Оператор.

4. Администратор.

И др

Трафик
Микросервисная
JavaScript
API-интеграция.

Плагины и расширения.

Интеграция через стандартные протоколы: HTTP, SOAP, REST и т. д.

1. Администратор.

2. Менеджер.

3. Работник.

4. Клиент.

5. Гость.

И др

ЛогистПро
Микросервисная
Microsoft SQL Server
API-интеграция.

Интеграция через партнеров.

Плагины и дополнения.

1. Администратор.

2. Менеджер по продажам.

3. Менеджер по закупкам.

4. Складской работник.

5. Финансовый менеджер.

6. Техническая поддержка и др.

Грузи
Микросервисная
Java
PostgreSQL
1. API-интеграция.

2. Использование стандартных: REST, SOAP или GraphQL.

3. Интеграция через платформы-посредники, такие как Zapier, Integromat или Microsoft Power Automate.

4. Использование встроенных инструментов и библиотек для интеграции с популярными сервисами, такими как Google Workspace, Microsoft 365, Salesforce и другими.

5. Разработка собственных плагинов и расширений для интеграции с другими сервисами.

6. Использование специализированных инструментов и технологий, таких как ESB (Enterprise Service Bus) для управления интеграциями.

Deliver
Микросервисная
Python
API-интеграция.

Webhooks.

Плагины.

Интеграция через сторонние платформы

1. Администратор.

2. Менеджер.

3. Разработчик.

4. Тестировщик.

5. Клиент.

6. Служба поддержки.

И др.

ATI.SU
Микросервисная
Java, C++, Python, JavaScript и др.
API-интеграция.

Плагины и расширения.

Встроенные интеграции.

Однопользовательские интеграции.

1.Администратор.

2. Менеджер проектов.

3. Разработчик.

4. Тестировщик.

5. Аналитик.

6. Пользователь.

И др.

AgoraFreight
Микросервисная
Java
1. Клиенты.

2. Перевозчики.

3. Менеджеры доставки.

4. Администраторы.

И др.

Xplanet
Микросервисная
Python, Go, Javascript
API-интеграция.

Плагинная интеграция.

Стандартизированные протоколы.

4logist
Микросервисная
Java, JavaScript, Python, Ruby и др.
API-интеграция.
1. Администратор.
2. Менеджер логистики.
3. Оператор склада.
4. Покупатель.
5. Поставщик.
6. Бухгалтер.

И др.

Монополия
Монолитная
Java, JavaScript, Python, Ruby и другие
Oracle и Microsoft SQL Server
API-интеграция.

Плагины и расширения.

Встраиваемый контент.

Официальные SDK.

Партнерские программы.

1. Администраторы.

2. Модераторы.

3. Пользователи.

4. Гости.

И др.

Tracker
Микросервисная
C++
PostgreSQL, MySQL и Microsoft SQL Server
API-интеграция.

Готовые интеграции.

Плагины и расширения.

Webhooks.

1. Администратор системы.

2. Менеджер проекта.

3. Разработчик.

4. Тестировщик.

5. Аналитик.

6. Клиент.

И др.

Cargorun
Микросервисная
Python
MySQL и PostgreSQL
API-интеграция.

Интеграция через плагины.

Интеграция с помощью стандартных протоколов: SOAP, REST, JSON и другие.

Пользовательские интеграции.

Обоз
Монолитная
Python
API-интеграция.

Плагины и расширения.

Встроенные интеграции.

Синхронизация данных.

Relog
Монолитная
C#
API-интеграция.
SDK-интеграция.
Плагин-интеграция.
Интеграция через стандартные протоколы: REST, SOAP, JSON, XML и др.
1. Администратор.

2. Менеджер проектов.

3. Разработчик.

4. Тестировщик.

5. Клиент.

И др.

Яндекс Магистрали
Микросервисная
C#, Python
MongoDB
API-интеграция.

Загрузка excel – файла.

Роли компаний:

Отправитель.

Экспедитор.

Перевозчик.

Пользователи:

1. Подписант.

2. Администратор.

3. Начальник отдела.

4. Логист.

Настройка разрешений на уровне отдела и пользователя, иерархия пользователей.

 

Таблица 2

 

Контроль транспорта
Механики подбора исполнителя
Виды документов в системе
Мобильное приложение
Страхование в системе
1c TMS
Подсистема позволяет фиксировать факт прохождения точек:

·  автомобильные маршруты плановые;

·  автомобильные маршруты фактические.

Интеграция с OpenStreetMap, Ингит, СитиГИД, ITOB:Картография

Тендер
Акты отгрузки.

Акты приемки.

Доверенности.

Маршрутные листы.

Путевые листы.

Страховые сертификаты.

Счета на оплату покупателю.

Счета на оплату поставщика.

Товарно-транспортные документы.

Есть и для водителей, и для логистов.
Нет
Transporeon
Тендер
Есть для логистов
Нет
Умная логистика
Отслеживание ТС с помощью приложения “Умный Водитель”

или с помощью системы Movizor.

Аукцион, тендер
Заявки, договоры, путевые листы, доверенности, первичные бухдокументы, произвольные документы (без печати и подписи), акты, накладные, счета-фактуры.

Возможна интеграция с ЭДО «Контур.Диалог» и «Калуга Астрал».

Есть и для водителей, и для логистов.
Есть
Логинет
Отображение местоположения грузов и система уведомлений в режиме онлайн 24/7.

Глонасс/GPS. 20+ активных мониторинговых провайдеров (AutoTracker, Wialon , Avantern , TEX , Cobra, Scout , Georitm, Advantum и др.).

Тендер, торги
Интеграция с любыми операторами ЭДО и EDI-провайдерами.
Нет
Есть
Сargomart
Нет онлайн мониторинга водителей.
Торги
Доверенность , поручение, транспортная накладная, договор.

Скоро: транспортные накладные в электронном виде.

Документы подписываются электронной подписью.

Есть и для водителей, и для логистов.
Есть в допсервисе
Трафик
Нет онлайн-мониторинга водителей.
Торги и тендеры
Есть интеграция с ЭДО.
Есть и для водителей, и для логистов.
Есть
ЛогистПро
Нет онлайн-мониторинга водителей
Торги
Для каждого элемента бизнес-процесса есть возможность создавать собственные шаблоны документов. Шаблоны являются обычными документами Word и Excel.
Нет
Нет
Грузи
Отслеживание GSM, бортовых блоков, смартфонов и тд.
Тендеры, спот-аукционы
Нет
Нет
Deliver
Контролируем все

машины с помощью

GPS/Приложения/Сим-карт.

Есть для логистов
Есть
ATI.SU
Бесплатный сервис

GPS-мониторинга «АТИ Водитель».

Тендеры и торги
Договор,

Заказ (Договор-заявка), Заказ к договору, табличный, Заказ,

Поручение экспедитору,

Акт оказанных услуг,

Счёт,

Заявка к договору,

Доверенность,

Акт приемки-сдачи работ (услуг) и Счет-фактуру

Есть возможность интеграции с ЭДО

Есть и для водителей, и для логистов.
Есть
AgoraFreight
Онлайн-мониторинга за водителями нет. Грузоотправителю приходят уведомления об этапах нахождения груза.
Нет
Есть
Xplanet
Для водителей разработано приложение xPL Driver, которое позволяет отслеживать в онлайн-режиме:

– план-факт прибытия и убытия перевозчика;

– план-факт загрузки и выгрузки груза с фотофиксацией;

– местонахождение груза в пути.

Изолированная секция

Логистический оператор

Консолидация

Рекомендованная цена

 Заявка, договор, акт, счет – фактура, товарно-транспортная накладная, УПД.

Есть ЭДО (СБИС).

Есть и для водителей.
Нет
4logist
Нет онлайн-мониторинга водителей.
Цены за выполнение предлагают перевозчики.
Есть большое количество шаблонов документов, которые можно редактировать.

Интеграция с 1С.

Есть и для водителей, и для работников склада.
Монополия
Нет онлайн-мониторинга водителей
Рекомендованная стоимость

Аукционы

Встречное предложение

Заявка, доверенность, договор.

Бухгалтерские документы отправляются по ЭДО – не в платформу.

Есть и для водителей, и для логистов.
Есть
Tracker
Нет онлайн-мониторинга водителей.
Тендер
Обмен электронными документами, включая e-ТрН. Юридически значимый ЭДО. Интеграции с операторами ЭДО. Автоматическая генерация документов, связанных с транспортными перевозками.
Есть для водителей.
Нет
Cargorun
Есть онлайн-мониторинг – в сравнении с плановыми показателями.

GPS-мониторинг.

Торги, аукцион
Есть встроенные образцы документов
Есть и для водителей, и для логистов.
Есть в доп сервисе
Обоз
Онлайн-мониторинг есть.
Тендер
Поддерживает документооборот в любой форме и их комбинации (бумага, сканы, юридически значимый ЭДО).

ЭДО/ЭПД.

Нет
Есть
Relog
Онлайн-мониторинг есть: Google Maps, Яндекс.Карты, 2ГИС, OSM, MapBox.
Есть шаблоны документов.

Интеграция с ERP, CRM и 1С.

Нет
Яндекс Магистрали
Онлайн мониторинг через мобильное приложение позволяет видеть:

– план-факт прибытия и убытия перевозчика;

– план-факт загрузки и выгрузки груза с фотофиксацией;

– местонахождение груза в пути;

– определять настраиваемый набор событий по координатам и отображать их в сквозной аналитике.

Торги в закрытом пуле

Спот-редукцион

Прямое назначение

Встречное предложение

Есть интеграция с ЭДО.

ЭТРН с требованиями ГИС ЭПД.

Настраиваемые шаблоны документов под клиента.

Хранилище сканов документов по перевозке.

Шаблон условий генерального договора процесс его согласования.

Договор-заявка с наследованием условий из шаблона.

Доверенность на водителя.

Транспортная накладная.

Заявка.

Поручение экспедитору.

Экспедиторская расписка.

Маркировка на места.

ТРН.

Единое для водителей и логистов.
Есть, интегрированная в систему.