Будущее логистики: ключевые направления цифровой трансформации в транспортной сфере
Россия стабильно занимает место среди двадцати наиболее цифровизированных стран. Всё больше бизнес-процессов, особенно в логистике, переводится в цифровую плоскость. Согласно данным Strategy Partners, 80% транспортных компаний активизировали внедрение новых бизнес-моделей, основанных на цифровых технологиях.
На рынке уже доступны решения, которые позволяют автоматизировать и упрощать управление складом, выбор транспорта для магистральных перевозок и документооборот. Государство поддерживает эту динамику: с 2021 года ФНС разрешила использование электронных транспортных накладных, а стратегии цифровизации разрабатываются правительством.
Тем не менее, в ИТ-сфере ощущается нехватка специалистов: по оценкам, дефицит составляет 500 000–700 000 кадров. Крупные компании могут предлагать более выгодные условия для разработчиков, что сглаживает проблему нехватки кадров в логистике. Параллельно, переход на отечественные решения только начинается, а разработка собственных продуктов становится привлекательной альтернативой для бизнеса. Тренды, которые когда-то охватили B2C, сейчас проникают и в индустриальную логистику, ведя к появлению платформенных решений, подобных Uber.
Количество процессов, подверженных «уберизации», продолжает расти. Например, платформа Express Isource предлагает возможность найти транспортные средства и спецтехнику для «последней мили». Эта фаза включает доставку или выполнение работ на конкретном лицензионном объекте, как месторождение или производственная площадка. Ранее «последняя миля» считалась закрытой и консервативной частью промышленной логистики, но реальность меняется. В будущем бизнес-модели участников могут всё больше напоминать B2C-форматы.
Среди разработчиков в промышленной сфере раньше говорили: «что ни делай, все равно окажется SAP». Однако эта фраза утрачивает актуальность. Продукты становятся более удобными, схожими с повседневными приложениями для банковских услуг и такси. Высококачественный пользовательский опыт (UX) становится важным конкурентным преимуществом. Это помогает разработчикам предлагать решения, понятные конечному потребителю.
Нейросети способны существенно облегчить работу логистов: от мониторинга износа транспортных средств до прогнозирования спроса. Однако значительным препятствием для цифровизации остаётся нехватка ИТ-специалистов, хотя позитивные изменения, такие как государственная поддержка, обещают новые возможности для логистики в России.
Источник: it-world
Изображение от Hashmii с www.freepik.com