Грузоперевозки выходят из серой зоны
Развитие логистической отрасли в России является одним из главных трендов, которые будут присутствовать и в 2024 году. Согласно аналитикам «РБК Исследования рынков», на данный момент автомобильный рынок грузоперевозок находится в серой зоне, где существуют проблемы с НДС и НДФЛ. Большинство компаний намеренно занижают свои финансовые показатели, и только около 30% рынка контролируется налоговыми органами. Для приведения рынка к более прозрачному состоянию предлагается использование электронного документооборота и участие в авторитетных рейтингах, что возможно только для компаний, работающих легально. Недавно был опубликован новый рейтинг автотранспортных компаний «РБК Исследования рынков», в котором учитывались такие факторы, как скорость доставки, уровень цифровизации, выручка, количество машин в парке и площадь складов.
Рынок грузоперевозок характеризуется открытой конкуренцией. В России зарегистрировано около 45 тыс. компаний, занимающихся автомобильными перевозками. Большая часть из них являются микропредприятиями, но наблюдается высокий потенциал консолидации рынка. В декабре был составлен рейтинг автотранспортных компаний, в результате которого лидерами по скорости доставки стали компании «Деловые Линии», СДЭК и DPD. Важным показателем стал уровень цифровизации, где лидерами стали компании «Деловые Линии» и ПЭК. Прогнозируется, что рынок грузовых автоперевозок будет продолжать консолидацию, а повышение уровня цифровизации и обеление рынка будут оказывать влияние на отрасль.
Положительная динамика также наблюдается в развитии рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок. Объем грузов, перевезенных автотранспортом в январе-октябре 2023 года, вырос на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а рост в сегменте коммерческих грузоперевозок составил 12%. Прогнозируется, что рынок автомобильных грузоперевозок увеличится на 30,6% год к году в 2023 году. В долгосрочной перспективе ожидается рост на 11,4% в 2024 году, на 9,8% в 2025 году и на 9,3% в 2026 году. На развитие отрасли будут влиять импортозамещение, сектор электронной коммерции, инвестиционные проекты, в том числе инфраструктурные, а также повышение спроса на логистические услуги.
Переход на электронный документооборот поможет в обелении рынка. Начиная с марта 2023 года, было внедрено использование электронных путевых листов, договоров фрахтования и заявок на перевозку в рамках системы. Это важное изменение уже сейчас оказывает заметное влияние на отрасль, как отметили аналитики из «РБК Исследования рынков». В условиях санкционного давления и сокращения внешнеторгового оборота, совокупная выручка всех предприятий отрасли в 2022 году выросла на 24,7%, увеличившись с 2,8 до 3,5 трлн рублей (без НДС). Это изменение в будущем будет способствовать развитию конкуренции в отрасли, чего уверены эксперты.