Кадровый дефицит в логистике: к 2030 году нехватка специалистов может достигнуть 1,5 миллиона человек

Согласно аналитическому отчету Arthur Consulting, к 2030 году нехватка кадров в сфере логистики может увеличить на 50%, достигнув как минимум 1,5 миллиона специалистов. В последние годы ситуация с кадровым обеспечением в российском транспортно-логистическом комплексе значительно ухудшилась, что негативно сказывается на развитии отрасли. На 2024 год в логистическом секторе России занято около 6 миллионов человек, что составляет приблизительно 8% от общей численности трудоспособного населения.

Недостаток работников достигает 20%, что означает потребность в более чем 1 миллионе новых работников. Например, количество свободных вакансий для водителей категории Е возросло на 32% и на август составляет более 8000, в то время как резюме по этой специальности менее 2000.

«Кадровый дефицит в логистике обусловлен несколькими факторами. Во-первых, демографические изменения: снижение рождаемости в 1990-е годы привело к уменьшению числа трудоспособного населения в настоящее время. Уже очевидно, что к 2030 году численность граждан в самой активной возрастной группе 30-39 лет сократится на 7 млн человек. Во-вторых, в последние десятилетия сформировался низкий престиж профессий в логистике: молодежь неохотно выбирает карьеру, особенно на линейных позициях, таких как водители или грузчики. В-третьих, дефицит усиливает конкуренция за кадры с другими отраслями с высоким спросом на специалистов: ИТ, ритейл и др. Линейный персонал свободно меняет отрасль и переходит в производство или строительство, ведь главным фактором остается уровень заработной платы. А, например, строительство и восстановление новых регионов России – достаточно привлекательно для сотрудников с этой точки зрения» — отмечает управляющий партнер Arthur Consulting Александр Ованесов.

К таким проблемам приводят демографические изменения, низкий престиж профессий в логистике и конкуренция с другими отраслями. Увеличение цифровизации также создает дополнительный спрос на ИТ-специалистов в логистике, что еще более усугубляет ситуацию.

Решение этого вопроса требует комплексного подхода, включая популяризацию профессий в логистике, внедрение цифровых технологий и активное сотрудничество бизнеса с государственными структурами и образовательными учреждениями.

«Решение проблемы кадрового голода требует системного подхода, включающего комплексную популяризацию транспортно-логистической профессии и расширение кадровой воронки на вход. Компаниям необходимо внедрять цифровые инструменты (беспилотные технологии, роботизация складских операций и др.) и платформы, в т.ч. цифровые, регионально-отраслевого перераспределения кадровых ресурсов и сглаживания дефицитов и пиков. Важен переход к экосистемному подходу к управлению персоналом с включением смежных переделов: грузоотправителей, сервис-провайдеров. В отдельных случаях требуется точечное вмешательство государства к установлению предельных уровней распределения стоимости конечного товара по элементам цепочки создания стоимости. Решения непростые, и они потребуют активного взаимодействия бизнеса, государства, системы образования. И локальными изменениями не обойтись, сейчас время важных системных решений» — подчеркивает Александр Ованесов.

Источник: Московская перспектива
Изображение от aleksandarlittlewolf с www.freepik.com