На международном транспортном форуме обсудили национальную цифровую транспортно-логистическую платформу

В работе форума приняла участие председатель правления ассоциации “Национальные системы управления” (АНСУ) Ирина Зарипова.

29 марта в Москве состоялся V Евразийский международный форум DIGITAL & SMART TRANSPORT 2024. В нем приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, компании, занимающиеся развитием IT-инфраструктуры в транспортной сфере, а также отечественные и зарубежные поставщики специализированных решений и продуктов.

Основной целью форума стала необходимость обсудить текущее состояние цифровизации транспортной отрасли, выявить тренды и направления для будущего развития, в частности, в сфере грузовой логистики.

Участники форума обсудили разработку в России национальной цифровой транспортной логистической платформы (НЦТЛП). Основной целью этого проекта является создание цифровой экосистемы для обеспечения устойчивого развития транспортно-логистического комплекса через внедрение общих стандартов и сервисов. Создание единой платформы будет осуществляться в три этапа с 2024 по 2028 годы. 

Согласно данным ГК “Транспортная интеграция”, НЦТЛП в настоящее время находится в процессе разработки у Министерства транспорта России. Цель системы – объединить цифровые логистические сервисы грузоперевозчиков на одной платформе, которая будет представлять собой удобную “точку доступа” для взаимодействия между государством, перевозчиками и их клиентами. Создание такой системы упростит взаимодействие между различными звеньями логистической цепи, снизит продолжительность процесса оформления документов (благодаря внедрению единого электронного документооборота) и общую стоимость перевозки, а также позволит отправителям грузов более эффективно выбирать оптимальные маршруты доставки.

По словам Ирины Зариповой, вектор на цифровизацию рынка грузоперевозок очень важен, и получение данных о грузовых потоках, а также информации о грузе сможет обеспечить не только прозрачность транспортно-логистической отрасли, но и решать вопросы национальной безопасности, а также вопросы санитарного контроля. Но для эффективности внедрения НЦТЛП необходима общая слаженная работа всех участников рынка. Сегодня крупные игроки логистической сферы поддерживают создание такой платформы, однако  большинство мелких предпринимателей и частных перевозчиков в сфере грузоперевозок находятся в теневом секторе. Поэтому пока мелкий бизнес не оцифрован государственная платформа не сможет получать полные данные. 

Поэтому уже сегодня необходимо стимулировать всех участников рынка через различные решения, начиная от принципов “Единого окна”, которое в свою очередь упростит работу с документооборотом до процессов предоставления сервисов для небольших компаний, например, через выбор оператора ЭДО со сравнением тарифов. 

Также необходимо провести работу в части обмена информацией с НЦТЛП и  IT-компаниями, которые предоставляют программное обеспечение в части операционного управления логистическими процессами, такими как Яндекс.Магистрали, 1С TMS и ATrucks. Такое взаимодействие могло бы решить вопрос для промышленных компаний “бесшовной передачи данных” о своих исполнителях, тем самым стимулируя перевозчиков передавать данные в ГИС ЭПД. 

Кроме того, агрегаторы заявок на услуги грузоперевозок и биржи должны быть задействованы в части передачи данных в НЦТЛП. 

Согласно данным АНСУ, средние и небольшие перевозчики продолжают работать с базовыми программами или даже с электронными таблицами. Поэтому для развития национальной цифровой транспортной логистической платформы необходимо провести серьезную деятельность по цифровизации всего бизнеса, а также разработать программы, стимулирующие мелкий бизнес работать легально.