Свердловская область становится ключевым логистическим центром, расположенным на восточном направлении

В 2023 году уровень значимости региона значительно вырос благодаря развитию местной инфраструктуры, что позволяет удобно проводить таможенные процедуры в Екатеринбурге, а не в Москве. Эксперты прогнозируют, что децентрализация логистики в России будет продолжаться, однако проблемы с кадрами, стареющим автопарком и дефицитом запасных частей серьезно затормозят развитие отрасли.

В 2023 году внешнеторговый оборот Свердловской области увеличился на 4,7%. При этом доля экспорта составила 57,3%, импорта – 42,7%. Основные товары региона экспортировались в Турцию (16,9%), США (11,4%), Китай (10,9%), Казахстан (10,6%) и Узбекистан (10,6%), в то время как продукция поставлялась из Китая (38,9%), Казахстана (21,4%) и Беларуси (4,2%).

Доля экспортных грузов по железной дороге Свердловской области в прошлом году достигла 20% (+8,5% к 2022 году) и составила 28,6 млн тонн. Для ускорения доставки были созданы 43 новых маршрута, включая 30 для контейнерных перевозок. К примеру, была организована перевозка металлургической продукции из Нижнего Тагила в порты Дальнего Востока и Черноморского бассейна. Также были сформированы маршруты для доставки кальцинированной соды из станции Заячья Горка в порт Новороссийск, а затем в Индию и ОАЭ.

Спрос на железнодорожные перевозки активно рос, что связано с контейнеризацией рынка и глобальной ориентацией на восток. Китай и страны Центральной Азии стали альтернативой сжимающемуся рынку Европы для автотранспортных компаний.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков отметила, что в 2023 году доля китайского направления составила 52%, а также по 12% пришлось на Турцию и Монголию. Однако некоторые перевозчики столкнулись со сложностями в международных перевозках из-за снижения стоимости рейсов на популярных направлениях и проблем с проведением платежей через зарубежные банки.

Рост спроса на внутренние перевозки был обусловлен развитием компаний из различных отраслей, таких как промышленность и электронная коммерция. Уровень спроса на доставку по территории Свердловской области существенно вырос, особенно на маршрутах Москва-Екатеринбург, Москва-Новосибирск и Санкт-Петербург-Екатеринбург. Металлургическая промышленность, ритейл и электронная коммерция являются основными потребителями грузоперевозок между Свердловской областью и другими регионами страны.

За последние годы Свердловская область укрепила свою репутацию ключевого логистического центра на восточном направлении. Железнодорожный транспортный узел региона играет важную роль в передаче грузов из центральных районов России на Дальний Восток, в Западную Сибирь и страны Центральной Азии, а также при перегрузке угля на Западно-Сибирской дороге.

Проект “Сухой порт” активно внедряется в регионе. В 2022 году первая очередь транспортно-логистического центра “Уральский” была введена в эксплуатацию, и уже в прошлом году было перевезено более 100 тыс. контейнеров. К 2026 году планируется увеличить общую мощность центра до 600 тыс. контейнеров в год.

В целях оптимизации расходов и сокращения времени обработки контейнерных поездов на площадке внедрена сетевая технология, позволяющая проводить обработку в течение не более трех часов. В планах на ближайшие годы расширение складских мощностей и электрификация приемоотправочного парка для контейнерных поездов.

Планируется строительство нового терминала логистики и контейнерного терминала на станции Гипсовая. Проект будет осуществляться в три этапа, включая создание грузового парка с электрифицированными приемоотправочными путями, организацию операций с крупнотоннажными контейнерами и создание универсального терминала.

В рамках развития транспортной инфраструктуры компания “Девелопмент-Е” планирует построить распределительный центр в индустриальном парке “Екад Южный”, инвестирование в проект составит 4,2 млрд рублей.

Предполагается интеграция терминалов “Уральский” и “Екатеринбург” в единую систему “Сухой порт”, а также расширение до поселка Сабетта на Ямале. СВЖД активно инвестирует в развитие транспортно-логистической инфраструктуры, включая создание новых условий для обработки контейнерных грузов на станциях.

Прошлым годом в ОЭЗ “Титановая долина” введена в эксплуатацию новая железнодорожная станция, контейнерная площадка и подъездной путь к станции “Верхняя Салда”. Согласно соглашению, к 2029 году планируется значительное увеличение грузоперевозок до 352 тыс. тонн ежегодно.

Источник: Коммерсант